Exam

Обязательный выпускной экзамен по иностранному языку


С 1 сентября 2010/2011 учебного года были внесены существенные изменения в порядок организации изучения иностранных языков во всех типах учебных заведений Республики Беларусь. 
Увеличилось учебное количество часов, предусмотрено  деление класса на три группы, принято решение об обязательном введении  выпускного экзамена по иностранному языку
 за курс общеобразовательной  школы с 2012/2013 учебного года. 
Выпускной экзамен по иностранному языку призван оценить уровень практического 
владения выпускниками изучаемым иностранным языком в пределах требований, 
определённых образовательным стандартом «Общее среднее образование. 
Иностранный язык. III—XI классы» и учебной программой для учреждений общего
 среднего образования для III—XI классов с русским (белорусским) языком обучения
 «Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)».
Объектом итоговой аттестации учащихся является коммуникативная компетенция  —
владение совокупностью речевых, языковых, социокультурных норм изучаемого языка, 
компенсаторных и учебно-познавательных умений, позволяющих осуществлять 
межкультурную коммуникацию. На экзамене определяется уровень сформированности
 коммуникативной компетенции учащихся и на этой основе оценивается качество 
подготовки выпускников учреждений общего среднего образования по иностранному языку. 


Собеседование по прослушанному тексту. 
На этом этапе экзамена проверяется умения воспринимать и понимать устную речь 
в звукозаписи, извлекать из прослушанного текста запрашиваемую информацию и 
комментировать её. 
  • Длительность звучания текста – до 1,5 минут.
  • Вопросы, на которые нужно ответить, имена собственные, сложные для восприятия
 слова предлагаются на отдельной карточке в печатной форме перед первым
 прослушиванием текста. 
  • Во время второго прослушивания разрешается делать пометки. 
Содержание собеседования: 
1. Адекватное понимание текста в целом. 
2. Определение его главной идеи. 
3. Вычленение деталей текста. 
    (Who? What? Where? When? How? Why? To whom?) 
  • Прослушивая текст в первый раз, нужно постараться   воспринять общий смысл 
            текста. 
  • Слушая текст во второй раз, следует стараться воспринять детали.  
Подготовке к аудированию помогает: 
  • Многократное прослушивание аудиотекстов на иностранном языке и видеосюжетов.
  • Необходимо научиться понимать общий смысл услышанного и детали. 
  • Если во время первого прослушивания текст показался непонятным, следует
             прослушать текст еще 1-2 раза по частям. 
  • При формировании умений обучающихся в аудировании необходимо использовать 
          те типы текстов, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к 
        экзаменационным текстам. 
  • До второго прослушивания текста по вопросам необходимо определить, какая 
информация запрашивается. Таким образом, учащиеся могут заранее 
сориентироваться в том, какие детали текста необходимо услышать и понять. 

Собеседование по прочитанному тексту. 

На этом этапе экзамена проверяется умения читать, понимать, комментировать
 прочитанное и высказывать суждения по поводу полученной информации; понимать речь
 на слух.
  • Объём текста – до 2200 печатных знаков с пробелами (шрифт – 14). 
  • Допустимо до 4% незнакомых слов. 
  • Время на подготовку – 20 минут. 
  • При ответе можно пользоваться текстом. 
  • Задания (4 вопроса) даются вместе с текстом.

Содержание заданий: 
1. Определение основного содержания текста. 
    (What is the story about? What is the main idea of the text?) 
2. Извлечение из текста запрашиваемой информации. 
    (Find in the text the answer to the question "…" and read it.) 
3. Извлечение из текста отдельных фактов и деталей. 
    ( What? Where? When? How? ) 
4. Извлечение из текста фактов, описание которых требует развёрнутого 
аргументированного высказывания. 
    (Why? What is the reason? What do you think?) 
  • Приступая к чтению текста, следует сосредоточиться, просмотреть выписанные
          к тексту незнакомые слова. 
  • Читая текст в первый раз, нужно понять общий смысл, читая во второй раз – детали 
         текста.   
  • Прочитав текст, внимательно прочитать   вопросы к тексту про себя и только после
        этого приступать к ответу. 
  • Отвечать желательно полно, развернуто.
Готовясь к чтению необходимо: 
  • Читать как можно больше иноязычных текстов, имеющих разнообразные сюжеты и
          жанры. 
  • Нужно привыкать не пользоваться словарями во время чтения, т.к. во время 
          экзамена словарями пользоваться нельзя. 
  • Целесообразно читать вслух небольшие отрывки несколько раз в день. 
  • По возможности можно используйте соответствующие аудиокниги.  

Беседа по предложенной ситуации (теме). 
На этом этапе экзамена проверяются умения монологической и диалогической речи. 
  • Тематика предлагаемых для беседы ситуаций определяется в соответствии с 
       предметно-тематическим содержанием, указанным в стандарте и учебной программе. 
  • По содержанию темы может разрабатываться несколько комплектов заданий-
        ситуаций. 
  • Задания по ситуации (5 вопросов) не даются заранее, но предъявляются 
         непосредственно во время беседы. 
    Содержание заданий: 
    1. Задание с опорой на изученный ранее материал. 
        (Let’s speak about a healthy life-style. What do you do to be healthy?) 
    2. Задание уточняющего характера, касающееся личного опыта и которое предполагает
     утвердительную или отрицательную реплику, которую нужно прокомментировать. 
         (Do you agree with the fact that smoking is harmful for our health? Why?) 
    3. Задание, побуждающее инициировать беседу, проявить заинтересованность, задать 
    встречные вопросы. 
          ( Imagine, that you are talking to your foreign friend about a healthy life-style. What would you 
    like to ask him about?) 
    4. Задание, побуждающее дать совет, аргументированную рекомендацию. 
        (In our school there are some pupils who smoke. What can you advise to do to convince 
    them to stop smoking?) 
    5. Задание, требующее выражение своей точки зрения, рассуждения о фактах, событиях,
     приведения примеров и аргументов.
         ( Have you ever had a chance to talk in defense of a healthy life-style? How did you do it?
     Or how would you like to do it? 
    • Перед началом ответа    необходимо внимательно ознакомиться 
             с предложенной  тематической ситуацией. 
    • Можно составить план ответа, мысленно проговорить основные пункты плана. 
    • Излагать материал (тему) следует четко, спокойно, не торопясь, в надлежащем 
              темпе. 
    • Отвечать полно, развернуто. Следует постараться в своем ответе максимально 
             раскрыть тему. 
    • Если вопрос   не понят, следует переспросить, попросить повторить вопрос, 
              уточнить суть вопроса.  
      При подготовке к устному высказыванию следует: 
      • Обращать большее внимание на выполнение заданий интерактивного характера, 
      что способствует развитию у обучающихся инициативы, самостоятельности при
       принятии решения, повышает активность, находчивость при ответах. 
      • При работе над устной темой следует разбирать и прорабатывать максимально 
      возможное количество ситуативных заданий по теме. 
      • Добиваться от обучающихся обоснованности ответов, хорошей аргументации. 
      • Развивать у обучающихся умение четко выполнять поставленную задачу, так как в
       реальной жизни язык используется именно для этой цели. 
      • Учить обучающихся активно поддерживать и направлять беседу, то есть
       функционально пользоваться языком при общении с собеседником, а именно: 
        -  вводить собеседника в ситуацию общения;
        -  задавать нужные вопросы, вытекающие из контекста общения;
        - активно обсуждать различные варианты, высказываясь, как «за», так и «против»;
        -  не бояться попросить объяснения, если непонятны какие-либо слова;
        -  предлагать собеседнику выступать со своими предложениями;
        -  запрашивать мнение собеседника по обсуждаемым вопросам и принимать его во 
        внимание при принятии решения;
        -  давать контраргументы на аргументы собеседника;
        - формулировать принятое решение и высказывать его. 
        • Отрабатывать с обучающимися разговорные формулы, которые помогут 
        им вежливо поддержать разговор и обеспечат успешное общение с собеседником: 
        • Вместо императивных конструкций употреблять просьбы в форме общих и 
         разделительных вопросов.